Малоежка: мой опыт. Как я боролась с тем, что ребёнок «ничего не ест»
ПитаниеВсех с Наступившим!
Я так понимаю, проблема очень актуальна?
Мне почему-то стало писать много мам, у которых дети плохо едят. Видимо, посты мои ноющие читали. Сейчас моей дочери 1,1, и не сказать, что она ест много, но мы с ней прошли огромный путь от ложки каши на завтрак до стабильной порции из нескольких блюд.
Нашу история я буду рассказывать параллельно, но для начала немного теории.
Сразу скажу - Я НЕ ВРАЧ, я обычная сама, которая углубилась в вопрос, решила проблему и готова поделиться опытом. Первоочерёдно всегда идём к доказательному педиатру, которому доверяем.
Кто такой малоежка? Простым немедицинским языком - ребёнок, который просто ввиду своей природы ест немного и стабильно наедается данной порцией. Истинных малоежек мало.
❌ Кто НЕ считается малоежкой?
- Ребёнок, который не сьедает «норму» прикорма. Ну не должен шестимесячный ребёнок съедать 200 грамм каши. Это огромная порция! Забудьте про эти нормы.
- Ребёнок, съедающий мало по мнению мамы. «Всего 10 ложек» для восьмимесячного малыша это норма. У детей до 4 лет размер желудка примерно равен размеру их кулачка. Ну какие 200 грамм опять же? Особенно это актуально для 6-8 месяцев.
- Ребёнок, съедающий много молочного питания. Не смотрите на мам, у которых дети в 7 месяцев прикорм едят трижды в день. Грудное молоко и смесь это основное питание ребёнка до года! А не килограммы прикорма. Молочное питание должно идти на убыль, но это не когда девятимесячного младенца на общий стол переводят.
- Ребёнок, который ест ну правда немного, но набирает вес стабильно. В зависимости от возраста по 400-700 грамм. Такого малыша в принципе можно назвать малоежкой, но лечить здесь ничего не нужно.
- Ребенок, который не ест определённые мясо/овощи/каши. Вот вы любите свиные уши? Варенный лук? А представьте, что вас будут заставлять их есть? Почему тогда у малыша не может быть своих вкусовых предпочтений?
Если у вас вполне себе активный весёлый ребёнок, который хорошо набирает, развивается, много играет, хорошо спит - это не ваша история. Если вам будет легче, то можно заморочиться и рассчитать норму калорий для ребёнка и сопоставить с тем, что он ест. Например, для годовалого норма 900-1100 ккал. Но это если совсем хотите заморочиться, это не самый точный способ оценки «малоежки», так как зависит от многих факторов.
❗️Когда «малоежка» это правда проблема:
- Плохой набор веса, значительное отставание от весовых норм.
- Плохое самочувствие, капризность, отставание в физическом развитии.
- Приёмы пищи с истерикой.
- Спрыгивание, рвоты, сильные запоры или диареи и другие проявления со стороны ЖКТ.
- Много молочного питания в год и старше и отказ от приемов пищи в пользу грудного молока или смеси.
- Ребёнок очень избирателен в еде, ест только определённые продукты или группы продуктов.
✅ О нас: моя дочка родилась с диагнозами задержка внутриутробного роста, маленький вес, незрелость головного мозга. Плохо ела она с рождения, и смесь, и прикорм. Набор веса тоже всегда был низкий, в год она весила 8 кг, в карте диагнозы «белково-энергетическая недостаточность», «лёгкий дефицит массы тела».
Именно этот критерий стал для меня самым важным в борьбе с «ничего не ест».
❗️О причинах «ничегонеедения». Они бывают двух видов - медицинские и психологические.
По первым я проходиться особо не буду, это должен сделать ваш педиатр, может даже ещё и невролог и гастроэнтеролог. Это, как вы поняли, болезни ребёнка. В зависимости от возраста их спектр огромен: короткая уздечка языка, зубы, застой желчи, ГЭР, ЖДА, дефициты, непереносимости и пр.
Из того, что я советую сдать/ сделать:
- анализ на железо (и гемоглобин в ОАК, и ферритин) - очень частая причина плохого аппетита
- узи всех органов брюшной полости
- нсг
- анализ кала на дисбактериоз (сейчас данный анализ подвергается сомнению, но я знаю случаи, когда из-за обильного роста условно-патогенной микрофлоры кишечника у малышей наблюдалась потеря аппетита)
Все остальное к педиатру. Вообще прежде всего с темой «ничего не ест» нужно идти к врачу. И лишь потом переходить к следующей категории причин.
А вот о психологических причинах поговорим подробнее. Ребёнок не ест, потому что:
- неправильно введён прикорм изначально (очень частая причина)
- ему невкусно
- он не голоден
- в течении дня он перебивает аппетит перекусами (фрукты и фруктовые пюре, соки, печенье и пр.)
- имеет негативные ассоциации с приемами пищи
Неправильно введённый прикорм - самая популярная причина плохого аппетита у детей. Что такое «неправильно»:
- без пищевого интереса, когда ребёнок был элементарно не готов к прикорму
- с отсутствующей дисциплиной (пару ложек за столом, потом убегает из-за стола, мама бежит за ним с тарелкой и ложкой, пару ложек съел на бегу, побежал играть, мама втихаря засунула ещё пару ложек…надеюсь, вы себя не узнали)
- с шоу во время прикорма (развлечения, танцы, мультики, самолетики, ложечки за маму, посуда с картинкой на дне и пр., лишь бы съел хоть пару ложек)
- со слепым следованиям нормам и таблицам (доведения порции гречки за 7 дней до 200 мл)
- без разнообразия (одинаковые виды еды, текстуры, консистенции, без кусочков, изо дня в день все одно и тоже и пр.)
Вторая причина - невкусно. Ну невкусно ему, ну вы пробовали сами это баночное пюре из брокколи, они буэ ведь, я серьезно, у меня рвотный рефлекс от него. А эти пресные безмолочные каши…А может вы не умеете готовить? Ну бывает так, короче говоря.
Ребёнок…не голоден! Он не хочет есть просто напросто. Тут даже комментариев не надо, хотя проблема очевидна (как и ее решение), родителям почему-то всегда сложно это принять. И с перебиванием аппетита всякими сладостями аналогично.
И наконец плохому аппетиту способствуют негативные ассоциации с приемом пищи. Пихание еды силой, истерики со всех стороны, крики ну никак не способствуют желанию есть.
✅ О нас: проблемы были как медицинского, так и психологического характера. У дочери была железодефицитная анемия, повышенный рост стафилококка в кишечнике, диагнозы по неврологии. Все вылечили, но не помогло. Из психологических проблем - прикорм, введённый без пищевого интереса, низкое разнообразие, не было совместных приемов пищи.
❗️Решение проблем: что делала я, что помогло:
1. Определение масштабов катастрофы. Ответьте себе честно на вопросы - ребёнок не ест ничего или все таки он ест, но не то, что вы хотите? Он активен и весел? Что с набором веса? Насколько разнообразен его рацион, что он любит, что нет? Насколько разнообразны внешний вид, текстуры, температуры продуктов, чему он отдаёт предпочтение? То, что вы ему даёте, вы бы сами стали есть? Вы сами как питаетесь? Ребёнок это видит? От этого и важно будет отталкиваться.
✅ Данный анализ мне очень помог понять, что в целом ребенок-то ест, но не так и не то, что я выстроила в своей голове.
2. Приведение в порядок процесса приёма пищи: совместные трапезы обязательны, создание режима кормления, организация места приёма пищи. Детям очень важно постоянство. Ничего не должно отвлекать, мешать.
Кусовничество исключить. Убираем мультики, игрушки, ложки-самолётики и игровую атрибутику кормления. Фокус ребёнка должен быть на еде. Не заставляем есть - не ест, значит не хочет. Но потом только до следующего приёма пищи. Без сока и пюрешек.
✅ Я потратила кучу сил на борьбу с навязыванием мультиков во время приёма пищи дочери (разумеется, все было из лучших побуждений, ведь «все так едят, и вас так кормили, и ничего, выросли же»). У нас нет никаких отвлекающий факторов: только я, ребёнок и еда. Четко выстроен режим, еда только за столом.
3. Эксперименты. Раздолье для творчества: - -эксперименты с формой еды (баночное пюре, домашнее пюре, кусочки, баночные кусочки (такие существуют);
- видами продуктов;
- подачей;
- способом кормления (с ложки, с вилки, со своей тарелки, самостоятельно, кусочки с рук);
- режимом кормления (сдвигаем время кормления, добавляем/убираем перекусы).
✅ На самом деле пункт вроде и очевидный, но очень важный. Мне это помогло понять, что ребёнок вырос из баночных овощных пюре, а вот каши пока ест только детские. Мясо любит почти в любых вариациях, а фрукты предпочитает в виде паучей, и очень любит супы. Я смогла составить список любимых продуктов, форм, подачи, а также список нелюбимых продуктов, и уже адаптировать их под малыша. Еще она предпочитает часть продуктов есть самостоятельно, но часто хочет кормления с ложки или чтобы я ей давала кусочки. Ну и поесть из моей тарелки это милое дело.
Здесь два моих помощника: детские рецепты и походы в кафе. Сейчас можно найти очень много блоггеров с детскими рецептами, а за небольшую денежку даже книги с рецептами купить у них. А походы в кафе помогли мне дополнительно раскрыть потенциал аппетита моего ребёнка. Например, в одной сети мой ребёнок так набросился на рисовую кашу, как будто до этого она не ела месяц, а вот дома отворачивается от неё. Видимо, причина во мне 😅 Ищу рецепт. Но это уже для детей более старшего возраста.
Ещё очень помогло сдвигание приемов пищи - теперь она ест через 3,5-4 часа вместо 3 часов. Зато ест.
И ещё, что мне очень помогло - адаптация «взрослой» еды под детскую. Точнее той, что ем я, но которую не могу дать ей, под ребёнка - полуфабрикаты, фастфуд, сладкое и пр. Кто не любит сосиски? Их любят все, едят все, дети тоже. И я. И вот я освоила искусство лепки домашних сосисок без специй и вредных добавок. Уплетает только так. Аналогично с другой пищей.
Все через эксперименты. Куча готовки, уборки, сил, времени, выбрасывание продуктов. Это очень тяжело, но награда будет.
И если ребёнок сразу после того, как попробовал новую еду морщится или выплевывает - не пихайте, но в следующий раз предложите это же снова. Есть теория, согласна которой ребёнку нужно 10-12 контактов (в том числе отказов) с пищей, чтобы ее принять.
4. Обеспечение разнообразия во время приема пищи. Вот представьте - вам дали порцию гречки. Вы съели пару ложек и поняли, что все, наелись, больше не хочется. Вы больше не будете гречку. И тут вам положат котлету. Будете ее? Значит голодны? А потом ещё салат предложили. Хотите? У этого явления даже есть название, но я не помню. Старайтесь предлагать 3-4 вида продуктов за прием пищи. Лучше не смешивать их между собой. Есть даже целая схема: предложить то, что ребёнок любит, что любит меньше, и что совсем не ест в одной тарелке.
✅ Моя дочь всегда любила детские каши. Но в один день она стала сделать пару ложек и в отказ. Хотя я понимала, что она не наедается, но не ест, и все тут. После каши я стала предлагать ей творожок, она съедала его целиком. Аналогично было с ужином: поест мясо, гарнир и вроде наелась, хотя съела объективно немного. Но от предложенной после ужина ряженки не отказывалась.
5. По полезное и сладкое. Ненаучный, сугубо мой взгляд. Сейчас в тренде быть умной мамой, которая подходит к воспитанию со всей ответственностью и даёт ребёнку выбор. Так вот - я против такого выбора, когда дело касается малоежек. В концепции прикорма BLW ребёнку на тарелку выкладывается куча разной еды: мясо, гарнир, фрукты, ягоды, овощи, для того, чтобы он сделал выбор. Запрещена демонизация еды.
Ну давайте говорить откровенно- большинство детей будут выбирать сладкое. Это нормально. Любовь к сладкому привита нам внутриутробно (амниотическая жидкость сама по себе сладковата), а затем - с грудным молоком, которое тоже имеет сладкий привкус. К тому же ребёнок скорее выберет яркий сочный фрукт чем коричневый кусок фарша. Я согласна, что не нужны необоснованные запреты и демонизация, но для своего ребёнка я дифференцирую сладкие и несладкие приёмы пищи. Все излишне сладкое-неполезное на полдник или ужин. Остальные приёмы пищи - простая базовая еда. Это с одной стороны.
С другой стороны запреты и ограничения ведут к срывам. Так что я против необоснованных ограничений в сладкой еде. Это не значит, что нужно пятимесячному давать печенье, но не давать фрукты в год потому что «нормальную еду не будет есть» это странно.
В этой связи ещё одна важна задача - максимально разнообразить рацион ребёнка, познакомить его с разными вкусами, чтобы он понял, что вроде сладкого есть ещё много вкусных продуктов.
6. Задание со звёздочкой. Где черпать информацию - mamas_sapiens, mam.chik, shkola_samoprikorma. Это мои любимые блоги о прикорме в инстаграме, там о разных типах прикорма, но много важной и нужной информации. Это для тех, кто хочет конкретно так углубиться в тему. В своё время помогли мне здорово разобраться в вопросе.
✅ Бонус: пример меню моего ребёнка на день.
Завтрак (8.30): омлет с молоком и сыром на пару без соли и творог 100 гр.
Вместо омлета может быть также детская каша (100 грамм) с мясом (40 грамм, да, мой ребёнок мясоед и ест такое на завтрак) или фруктовым пюре.
Перекус (11.30): фруктовый пауч.
Обед (15.30): сегодня это густой суп с фрикадельками и хлеб.
Вместо такого супа может быть любой густой суп (с вермишелью/ тыквенный суп-пюре/ обычный с курицей).
Ужин (19.00): оладушки без масла (съела 5 штук) с яблочный пюре и биолакт.
Но это сегодня такой сладкий ужин, обычно тут гарнир (макароны/ гречка/ рис/ брокколи) с мясом (домашние сосиски/ фрикадельки/ суфле). Зависит от завтрака и обеда, так как очень много мяса в рационе вредно.
Ночью (22.00 и 2.00) смесь по 200-220 мл.
Этот рацион далёк от идеала: много белка, мало овощей, нет обычных фруктов, много смеси. Но постепенно мы идём к нормальному меню. Ещё в 10 месяцев у нас были дни, когда на завтрак дочь ела пару ложек каши, 50 гр творога, а весь остальной день смесь, так что это огромный прогресс.
По калорийности рацион примерно 800-900 ккал, чуть меньше нормы, но и вес у неё небольшой.
Это меньше среднего по сравнению с другими годовасами, но для нас это огромный прогресс. Сьедает все, что на тарелке. Наверно, для кого-то малоежки это мы 😅 Но все познаётся в сравнении.
База наших приемов пищи:
- Еда строго за столом примерно в одно и тоже время (+- 20 минут) Вода после еды, в течении дня без ограничений. Никаких лишних перекусов и перехватов.
- По возможности хоть одна совместная трапеза в день.
- Никаких игр, мультиков и самолётиков. Не всегда это легко, но главное не отступать.
- Кормлю пока что я, кусочки ест чаще сама, иногда тоже я. Как только начинает отворачиваться и выплёвывать то, что я даю - предлагаю другой продукт, если он есть в тарелке (выплевывает гарнир, предлагаю мясо), а потом возвращаемся к первому продукту. Не ест - не заставляю. Иногда кормлю разными продуктами поочередно (ложку каши - немного мяса - ложку каши-…).
- Вообще категорический отказ от еды с первой ложки (особенно если продукт раньше нравился, и я уверена, что он вкусный и комфортный по температуре) - выходим из-за стола и через 20 минут возвращаемся и пробуем по новой.
- Как только начинается крик, бросание едой, игры за столом - трапеза прекращается, еда убирается.
- Бывает дни, когда просто не ест - болезнь, жара, ретроградный Меркурий какой-нибудь. Силой не кормлю, но периодически все равно предлагаю еду.
Ну вот такой лонгрид от меня получился, очень надеюсь, что опыт окажется полезным. Даже не думала, что так много деток с проблемой малоежек.