Небольшой обзор популярных первых детских книг о самолетах
ТранспортЯ понимаю, что первыми книгами на эту тему могут стать любые картонки с плохо рифмованными строчками, где часто в жутких ядовитых оттенках изображено что-то невообразимое, лишь при очень богатой фантазии напоминающее самолет.
Несмотря на художественное безобразие, Самолетик из серии "книжки-мальчишки" у нас пользовался большой популярностью.
Но все же я уверена, что скорее всего это будет страничка со стихотворением Агнии Барто "Самолет построим сами" из цикла "Игрушки" или уже ставшие библиографической редкостью странички некоторых книжек Маршака.
На этой стадии самых первых книжек, которые читаются малышу, могу посоветовать странички сборника Елены Каргановой "Большая книга малышам". Очень удачный сборник в целом.
Понятно, что и первых "энциклопедий" с рисунками самолетов разных типов, чаще зарубежных, чем отечественных, тоже издано столько, что заблудиться можно, и все они неплохо покупаются ради картинок, которые так нравятся детям. В дополнение к имеющимся книжкам еще советской поры
я ограничилась одной здоровущей дорогущей красивущей подарочной книжищей Легендарные самолеты. Но и в демократической ценовой категории можно найти многое и разное.
Но я сейчас не об этом. Суть не в альбомах с "портретами" самолетов разных эпох. Я хочу коснуться популярных книг "технических" серий, которые пользуются огромным спросом. Поскольку дифирамбов им пропето невероятное количество, книги прочно завоевали признательность в детской книжной среде, я добавлю где объективности и тех же дифирамбов, а где ложек дегтя, которые мне еще не встречались в отзывах, но режут глаз.
Начну с известнейшей серии Мулле Мек умелый человек. Я столкнулась с восторженной реакцией на эти книги 10 лет назад. Тогда все меня пытались убедить, что книги замечательные и без них просто невозможно жить учиться и работать, как завещал великий Ленин, и воспитывать детей в наше время, если мы хотим вырастить их книголюбами. Я сопротивлялась, отвечая, что мне старых книг хватает. Хотя, если честно, именно для малышей не очень-то и хватало. Но хватало моих знаний, языка, школьных книг и энциклопедий, купленных для себя. Иногда сляпанных презентаций с картинками из интернета. Но, если совсем честно, то главным было чувство "за державу обидно"...
Я внимательно рассмотрела книги на знаменитой питерской "Крупе" - ярмарке в ДК им. Крупской и окончательно утвердилась в своем неприятии, перестав рассматривать их к покупке. В целом мне понятно, что когда детская библиотека только собирается и у родителей разбегаются глаза от обилия направлений, которые надо бы не упустить, чтоб вырастить гармонично развитого ребенка, эти книги оказываются "ближе всего". Опять же признание всего мира, переводы на разные языки, положительные отзывы, детская любовь. Ну, предположим, дети любят все, что впервые поразило их воображение, даже жуткое безобразие своевременно попавшее в их поле зрения, которое удовлетворяет сиюминутный интерес. Но у меня-то имелась уже отличная по советским дефицитным временам детская библиотека. И я собиралась тратить деньги только на то, что превзойдет мои книги по красоте и необходимости сиюминутного чтения.
Так вот - с первого взгляда Мулле Мек восхищения не вызвал. Особенно мне не нравилась цена ) Но все же пролистала внимательно. Решила, что о строительстве дома и взаимоотношениях человека с собакой можно почитать из давно имеющегося и тратить деньги на покупку этих книг просто глупо (при том, что и так глаза разбегаются от обилия и разнообразия детских книг). Так что сразу отпали "Мулле Мек строит дом" и "Мулле Мек и Буффа". В книге, где Мулле строил лодку, мне не хватило внятного художественного текста обо всем, что нарисовано на иллюстрациях. Я понимаю, что в Скандинавии, где дети с молоком матери впитывают морской язык, с первых шагов узнают мореходную атрибутику, где море для многих - повседневная реальность, а морской словарь - обыденный ежедневный словарный запас, поэтому очень многое понимается "по умолчанию". Но тем, кто живет далеко от моря, очень многое нужно проговаривать и пояснять. Хорошо, понятно сказали что такое шпангоуты, но про киль и мачту тоже нужно сказать. Настилает Мулле палубу, а слова этого нет, и бимсы можно было бы обозначить, их отлично видно на рисунке. Ну ладно, без бимсов и бушприта можно обойтись, но якорь! Но окошки-иллюминаторы! Мне не нравились слова, введенные "контрабандой" без объяснения что это такое - киль, мачта, корма. А может корма - это сиденье, раз Мулле на ней сидит? Как не понравился и рисунок парусной оснастки. Ни разу не видела подобной конструкции парусного вооружения... У книги на такой коротенький текст есть переводчик, художественный пересказчик и редактор, но никого из них не тревожит объяснение новых для ребенка слов. А сами они могут объяснить каждое слово, встречающееся в книжке для трехлеток? И почему я, потратив деньги на книгу, должна дополнять ее, сочиняя текст за автора?
Книга , в которой Мулле Мек строит самолет была забракована сразу, даже без вчитывания в текст, ибо самолетов с деревянными крыльями из старых досок от разобранного сарая в мире не существует. Понятно, что при определенной мощности двигателя полетит и табуретка или какое-нибудь аэродинамическое безобразие вроде турболета,
но зачем морочить маленьким детям голову? Пусть они там в Швеции летают на таких самолетах, у которых к тому же элероны вместо создания крена управляют рулем высоты.
Это уж вообще ни в какие "технические" ворота не лезет и никакой аэродинамикой не объясняется. А объясняется только отношением "и так сойдет". Ну вот мне не сойдет. Я такое бракую. А сказок про деревянные летающие конструкции нам и так хватает.
Мы предпочитали читать с малышней простенькие художественные книжки.
Из этих отлично зашла и довольно понятно читалась книжка из наборчика от МИФа Пилот
И все же я взяла несколько книг из серии про Мулле Мека.
Взяла про автомобиль. Про дом неожиданно очень полюбили дети, когда мы читали книги, которые нам давали "напрокат". Вот после этого и купила обе.
В связи со сплошными зарубежными детскими изданиями отчаянно не хватало рассказов о нашей истории. Поверьте, отечественной авиации есть чем гордиться! И потому Историю самолетов линейки Мулле Мек рассказывает брала исключительно из-за одного разворота с Чкаловым и рекордным краснокрылым АНТ-25 над Арктикой.
Но и тут не обошлось без ошибок - Георгий Байдуков назван Григорием,
и еще мелочи, вроде тех, что гидросамолеты могут садиться на снег... ГИДРОсамолет садится только на воду, и этим он отличается от обычного самолета, что вместо шасси у него установлены поплавки. На снег садятся просто самолеты, у которых перед зимней эксплуатацией на стойках шасси колеса меняются на лыжи.
В общем, если бы издательство «Paulsen» выпустили свои книги чуть раньше, я бы Историю самолетов не взяла.
Серия про Мулле Мека из книг с "техническим уклоном" предназначена для самых младших читателей-слушателей - лет примерно с трех. Но интересна она и тем, кто старше - и в пять, и в шесть лет, и в самостоятельном чтении даже 7-8-леткам. Именно поэтому меня огорчают неточности, о которых я уже написала. Если трех-четырехлетки истории воспринимают больше на эмоциональном уровне, то старшим детям уже важна не только сказочность сюжета, но и информация, упорядочивающая и дополняющая, уточняющая картину мира.
Учитывая недостатки, хочется порекомендовать книгу из не менее популярной серии про Чевостика Самолеты и авиация. Я про нее писала подробно, хоть и в ней не обошлось без неточностей на рисунках, но зато текст без ошибок.
Про технические ляпы в умопомрачительно-красивой книге Торбена Кульманна Линдберг я уже тоже писала, так что перейду к следующей книжке из серии "Технические сказки" чешского автора Мартина Содомки.
Как собрать самолет рассчитана на более старший возраст.
Это действительно технические сказки, где упор надо делать на слово "технические", потому что художественная их часть - это просто выстраивание диалогов о том, как у друзей родилась идея создания средства передвижения, а так же при его сборке и испытании. Причем, эта художественная часть часто рваная, не хватает каких-то пояснительных фрагментов или хотя бы пары слов, дополняющих повествование. Возможно, так писал автор, возможно какие-то слова, сшивающие смыслы, выпали при переводе с чешского на английский, а потом на русский. Хотя вряд ли парой слов обошлось бы описание целых эпизодов - падения, при котором герой ломает лапу и в следующей главе появляется в гипсе, или отрыва в полете от атакующего самолет аиста.
Но зато, начиная с ввода в теорию полета, и в плане технического описания конструкции самолета книга бесподобна. Вот смотрите - в самом начале,
когда у одного из друзей еще только возникает идея собрать самолет, мы видим в уголке разворота сорванный ветром с дерева осенний листок. И вокруг него уже проставлены стрелочки, указывающие распределение действующих на листок сил.
И этот рисуночек предваряет следующий разворот, где уже подробно и понятно воробей Билл рассказывает другу о подъемной силе крыла, вычитанной в учебнике аэродинамики.
Особенную признательность вызывают детальные точные рисунки не только элементов конструкции, но и узлов крепления, аэродинамических схем, навигационных маршрутов. Тут хочется вспомнить Евклида, который поясняя свои открытия, писал: «Смотри чертёж».
Рисунки в книге объясняют если не все, то почти все )
Вот оборудование пилотской кабины.
Краткое описание всех приборов - самый необходимый минимум для безопасного полета небольшого самолетика.
Схемы управления рулями.
Фигуры высшего пилотажа.
Даже основы штурманского расчета траектории полета с учетом силы ветра.
Язык, хоть немного упрощен для детского понимания и вставлен в диалогическую речь, все же изобилует не только техническими наименованиями, но и отличается самим построением фраз, свойственным языку инструкций и учебников.
В целом, несмотря на некоторые претензии к художественной части, в техническом плане это отличная книга для знакомства с конструкцией легкомоторного самолета, принципом полета и некоторыми важными понятиями в летной среде.
Единственное, к чему смогла придраться, это непривычные на слух "однодвигательный", "двухдвигательный". По-русски говорят одномоторный или двухмоторный самолет. Все остальное меня более чем устраивает )
Очень рекомендую для тех, кого интересует техническая сторона вопроса. Либо для заинтересовывания ребенка этой стороной ))
Очень хочу докупить еще две книжки серии про строительство дома и железную дорогу. Надеюсь, что их допечатают.