Группы Монтессори для малышей
Клубы, детские сады, школыПодготовила и опубликовала эту статью на своём сайте (
Мы с дочерью недавно закончили свои занятия в «малышовке», и после летних каникул Тамара отправится в группу детского сада к своему брату, а я решила описать наш опыт и в конце статьи дать рекомендации тем родителям, кто решит со своими малышами последовать нашему примеру и пойти на занятия в группу по методике Монтессори.
Мы ходили в группу кратковременного пребывания в детский сад, работающий по методике Монтессори. Стоит сказать, что и сад наш делает довольно большой реверанс в ещё советские стандарты устройства, и группы Монтессори для малышей до трёх лет с точки зрения педагогики Монтессори явление подозрительное. А уж группы повсеместно называемые "вместе с мамой" - это вообще только отечественная придумка, в мире распространены только тоддлер-группы, где занимаются дети с полуторалетнего возраста без мам, и потом обычно уходят в Монтессори-группу аналогичную детскому саду.
Несмотря на имеющие место в профессиональной среде категорически негативные отзывы даже о самом существовании подобных групп (например, Константин Сумнительный - директор Московского Монтессори Центра считает
Большую часть занятия ребёнок выбирает тот или иной материал из стоящих на полке, приносит его за столик или на коврик на полу (есть ещё вариант работы прямо на месте, если материал уже стоит на отдельном столе или это настенный модуль, например), смотрит презентацию (пошаговый алгоритм действий с этим материалом) педагога, затем работает самостоятельно, и после работы приводит материал в первоначальный вид и относит на его место.
Свободная работа учит малыша выбирать, сосредоточенно работать, поддерживать порядок в классе.
Когда звенит звонок, малышня собирается в круг около педагога, который проводит коллективное занятие, во время которого дети показывают пальчиковые игры, танцуют, слушают сказки или делают поделки. Вот эта «творческая» составляющая занятий - самая сомнительная для меня, потому что творчества как такового обычно минимум, а технически отработать резание, использование карандаша или клея можно и по-другому, но дочери эти нехитрые бумажные солнышки, цветочки и бабочки, ватные снеговики, пластилиновые яйца, аппликации и наклейки нравились очень.
Мы занимались в группе полгода, пришли 1 декабря, выпустились 25 мая. Когда мамы других детей из нашей группы спрашивали меня, почему Тотос так хорошо занимается (за полгода она дважды на какую-то тему попридуривалась, и мы с ней выходили поговорить и успокоиться в коридоре), я неизменно отвечала: "Мы просто приходим всегда к 9 утра и ходим каждый день". И это правда. Чтобы ребенок привык к среде, занятиям, ритму работы, был в группе спокоен и уверен в себе, понимал и принимал правила и свои возможности для работы, нужно соблюдать режим занятий(наши начинались в 9 и заканчивались в 12) и ходить постоянно (тогда после пары недель ребенок заметно привыкает, а уж после 2 месяцев походов, как и написано в работах Монтессори, «нормализуется»).
Тамара сначала вела себя весьма осторожно, брала только то, что похоже на домашние игрушки и с удовольствием возилась только в воде. Потом привыкла, стала брать то, чего дома нет, и то, что как раз-таки и стоило делать в группе (пользоваться возможностью) - пересыпать, например.
Спустя некоторое время у дочери появились материалы-фавориты, те, на которых она прямо залипала. Как говорила Монтессори, после того как один какой-то материал захватит ребёнка полностью, и он именно на нём поупражняется столько, сколько ему самому нужно (и именно тут принципиально важно не прерывать, не переключать "сколько можно это постоянно брать, одно и то же, давай уже поделаем что-то другое"), ребенок через этот материал впоследствии придёт и ко всем остальным. Именно на нём он научится концентрироваться и работать. Для Тамары этими "любимчиками" стали матрёшка (из кучи частей) и курица (как
К коллективным занятиям дочь относилась настороженно, сначала просто стояла в стороне, потом стала петь песенки дома, потом танцевала (петь в группе она так и начала) со всеми движениями, но всегда контролировала, чтобы я стояла рядом с ней. Я итак, собственно, постоянно стояла с ней в хороводе и все движения повторяла - не устаю говорить, именно это является залогом успеха, если успехом вообще можно назвать повторение ребенком движений за педагогом. Но если мама сидит или стоит где-то сбоку, не участвуя в коллективном маразме танце, сложно ожидать, что ребенок двухлетнего возраста радостно бросится на этот танцпол один. Толкать ребёнка в круг не стоит, нужно как в мультфильме про грифа, который учил летать страуса «день потерять, потом за пять минут долететь», но не многие мамы готовы отойти от позиции «я его привела, и пусть он тут себе развивается, а я всякой ерундой страдать не буду».
Спустя два месяца от начала занятий Тамара стала танцевать одна, ну то есть наоборот со всеми и без меня.
Что Тамаре нравилось безоговорочно (хотя один из двух скандалов у нас с ней произошел именно в спортзале), так это «физкультура». Мой внутренний Монтессори-педагог, конечно, предпочёл бы отдельную зону со снарядами для развития крупной моторики прямо в помещении группы, но наши занятия были в спортзале. И дочь принимала условия полностью - сначала бегаем по дорожке по периметру зала, повторяем движения за воспитателем, потом проходим полосу препятствий, а уж потом все снаряды и инвентарь в нашем распоряжении. Ребёнку одинаково важны выбор и ограничения, свобода и границы.
Группа сверстников тоже полезна детям, даже столь юного возраста, хотя социализацию ребёнка как мотив для посещения таких занятий я считаю очень спорной. Дети ещё не интересны друг другу в полной мере, но в группе они смотрят на других, договариваются, взаимодействуют, разрешают различные ситуации.
То же самое касается и праздников в группе, конечно потребности в том, чтобы поводить хоровод под ёлочкой или чинно посидеть вместе за столом у детей нет, но они привыкают к определенным традициям и ритуалам, а уж с каким деловым видом, вызывая запредельное родительское умиление, они угощают друг друга за праздничным столом!
* * *
Если вы хотите посещать с малышом в возрасте до трёх лет группу с использованием методики Монтессори, обратите внимание на следующие вещи:
1. Зачем вам это нужно?
2. Зачем ребёнку это нужно?
3. Выберите хорошую группу - как минимум, оборудованная среда (выделенные зоны для работы с разными материалами: крупная моторика, сенсорика, практическая жизнь, книжки и пр.), доброжелательная к детям (мебель, удобные для детей раковины, полотенца, висящие на уровне детей, ящички и прочее - всё удобное для использования детьми) и квалифицированный (не стесняйтесь спросить диплом или сертификат об обучении или повышении квалификации) педагог, которому вы будете доверять и которого (да, да, в группе он хозяин) вы будете слушать.
4. Соотносятся ли ваши представления и ожидания (ваши ответы на первый и второй вопросы «зачем?») с тем, что заявлено в целях конкретной группы и тех занятий, куда вы пришли.
5. Посещайте занятия регулярно и приходите вовремя.
6. Соблюдайте правила группы
7. На занятиях уделяйте время только ребенку, даже если вы просто рядом, будьте рядом включенно, отложите на время телефон и общение с другими мамами. Если вы думаете, что быть что называется «здесь-и-сейчас» с собственным чадом просто, вы очень удивитесь, а если вы не видите в этом ничего сложного, вы тоже удивитесь :) Попробуйте! Вас точно ждут большие открытия. Особенно если вспомнить принцип «Помоги мне сделать это самому», и окажется, что на пути поощрения самостоятельности ребенка роль родителя всё уменьшается и уменьшается, не знаю, как вам, мне включенное наблюдение в купе с ничегонеделанием давалось титаническим трудом :)
8. Задавайте вопросы и о методике, и конкретно о том, что сейчас происходит и почему. Если что-то не понятно, уточняйте, зачем делать или говорить именно так. Хорошие организации проводят вводные лекции для родителей, текущие лекции и семинары по вопросам развития детей и их обучения и воспитания, предлагают родителям книги, статьи, материалы и пр., хорошие педагоги понимают, что и почему они делают, могут внятно это объяснить, с удовольствием делятся опытом и знаниями.
9. Ознакомьтесь с методикой, почитайте о теоретических выкладках Марии Монтессори, её опыте работы с детьми. Понимание автором особенностей детства и детей, её принципы и идеи должны быть вам близки и понятны.
10. Оценивайте пользу от тех занятий, которые вы посещаете, наблюдайте за ребенком, фиксируйте результаты наблюдений: отмечайте, как и чем ребёнок занимается, становится ли сосредоточен на работе, учится ли выбирать материалы, повторяет ли упражнения с материалами, доводит ли работу до конца, убирает ли за собой, чему учится, что освоил за время посещения занятий и пр.