Образование, или Делайте выбор! Эксперимент № 1. Монтессори-школа "Кассиопея"
Клубы, детские сады, школыБудучи мамой сына и обладая невыносимым энтузиазмом и нежеланием идти проторенными путями, я в какой-то момент подошла к необходимости выбора образовательного учреждения, ибо неумолимо подходило семилетие. И мы с сыном ступили на увлекательный путь образовательных экспериментов.
Из вот этого поста обо мне станет легче понять, почему в принципе вопрос о походе в обычный класс обычной школы почти не рассматривался. «Почти» - потому что еще у сына было право голоса и у мужа. Нужно сказать, что сын реально в школу идти не хотел (боялся? При том, что все психологические тесты о готовности к школе проходил положительно). И в садике оставаться не хотел (скучно уже). То есть для него монтессори-класс был неким компромиссом. Муж же, как обычный мужчина, исходит из позиции - как угодно, лишь бы меня не трогали.
Эксперимент № 1. Монтессори-класс.
Опуская подробности процесса поиска, перейду сразу к сути - сын пошел в Международную Монтессори-школу «Кассиопея». Это так ее называют организаторы. На самом деле от «международного» там нет вообще ничего. От «школы» - только то, что она прикреплена к государственной школе № 657. На самом деле это один-единственный класс.
Схема приблизительно следующая: все дети (разновозрастные, разумеется), которые ходили в данный класс (около 21 человека), были по документам «прикреплены» в соответствующие их возрасту обыкновенные классы самой обыкновенной школы № 657; фактически же они ходили в монтессори-класс, сдавая только в конце года контрольные работы. Обычный класс (чуть позже их переселили в здание детского садика, поэтому на каком-то этапе это стало обычной группой), там организованная монтессори-среда, как ее понимали педагоги и руководитель. И наши дети.
Занятия, разумеется, платные, но платежи посильные.
Отправляя сына туда учиться, я ставила перед собой следующие цели:
1. Атмосфера учебы без давления и муштры. Чтоб интерес к учебе не был подменен интересом к оценкам. Чтоб учителя общались с учениками уважительно и спокойно.
2. Возможность выбора занятий, чтоб в течение года стало ясно, к чему ребенок все же склонен. Возможность развития его качеств и интересов, о которых я не знаю.
3. Освоение ребенком учебной программы обычной школы с перевыполнением, так сказать, потому что именно об этом же вся Монтессори - что интерес позволяет усваивать больше за меньшее время!
Ход эксперимента № 1.
У меня никогда не было идеи, что ребенок уходит в школу, и на этом мои обязанности по контролю качества заканчиваются, поэтому я регулярно наблюдала за ребенком и его школьной жизнью.
Суть обучения сводится к тому, что дети получают так называемую «маршрутную карту» - это листы, на которых написаны все темы, которые ребенок должен изучить в течение года, и количество дней, по каждой теме, сколько ребенок должен потратить на изучение. Изучил тему - приходи «сдавать» педагогу. Так по каждому предмету.
Изучение на материале в классной среде.
Домашнее задание - по желанию.
Обязательное участие ребенка в тематических проектах в посильном виде (может рисовать, делать доклад, делать поделку, ходить в музей и т. п. по заданной теме).
Только английский язык не монтессори-подход. Приходила учительница и вела уроки (класс делился на более старших и младших для этого).
Оценок нет.
Пропагандировалось, что дети, свободные от давления, кинутся грызть гранит науки и даже глубже гранита, туда, где прямо научное золото пластами лежит. И усвоят все-все-все, но не сразу, а к концу года. Потому что если ребенок увлечен математикой, то он сначала изучит всю математику к середине года, а уж потом возьмется за русский. Таким образом, не трогайте детей, не лезьте к ним - в них все заложено, они сами знают, как им лучше и все такое.
Но мне, конечно, на месте не сиделось, поэтому я везде лезла и все смотрела. И на сына, и на его одноклассников, и на педагогов, и даже, о УЖАС! разговаривала с другими родителями (что категорически не поощряется, потому что каждый ребенок уникальная личность и не бывает одинаковых проблем у двух детей и прочая...).
Но это же эксперимент! Поэтому я честно не вмешивалась ровно до конца года.
Итоги 1 класса.
1. Сын очень плохо читает. Собственно, уровень его навыков чтения не изменился с момента прихода в школу.
2. Почерк у ребенка не просто плохой, он отвратительный. Ребенок сам не понимает, что пишет.
3. Ребенок очень хорошо считает и решает математику. Но на уровне 1 класс и ни на шаг дальше. Если давать чуть более сложный уровень - не решает и даже не понимает, с какой стороны подходить.
4. Сын ходит в школу абсолютно без интереса. Учеба не интересна.
На мои претензии руководство и педагоги бойко отвечают, мол что вы хотите, это же только первый класс, все нагонит и перегонит в следующих. Ходим второй год.
Итоги 2 класса.
Тут, нужно сказать, мне повезло. Сын занимается спортом и потребовалось ему уехать на сборы спортивные раньше, чем закончился учебный год, а у него не сданы были некоторые темы. Я взяла его, так сказать, под свою ответственность, обещая, что привезу после сборов в июне и он все одним махом сдаст.
И стала я с ним заниматься. И встало передо мной чудо-чудное - ребенок безграмотный полностью. Из 10 предложений диктанта, ошибок 30. И это не считая тех букв, что ни я ни он разобрать не могут после написания. По математике таблицу умножения человек не знает, а не то чтобы вычислять что-то. Читает, собственно, как в садике читал - по слогам. А уж заниматься не хочет - плачет!!!!! Не привык-с!! Сесть и 30 минут решать - оооооооо, это выше его сил. А уж писать!! У него рука устает через 10 минут!!!!! Ибо домашнее задание же по желанию. А желания что-то ни у кого никогда не появилось. Не только у него - вообще ни у кого.
Но день за днем, выработали мы подход с ним и график. А уж когда у него стало получаться все - тут уже он меня сам стал просить - давай еще порешаем (к сожалению, «давай еще почитаем» и «давай еще попишем» я так и не услышала).
Вернулись мы в наш класс - «сдал» он темы, а я - на общение к педагогам и руководителю. Мол, ребята, что ж вы так? Он же и якобы сданные темы не знал, не то, что новые. Он же вообще нулевой?!! А они мне в ответ, ну вы понимаете, с ребенком что-то не так было, у него образовательный интерес упал, наверное у вас что-то в семье не так.....и прочая ерунда. Я показываю им их же материал, говорю - он не интересный. Сын мне рассказывал, что они (все дети) берут материал начального уровня, с ним занимаются все время, а на усложненный не выходят - не интересно. А иногда они одно и то же решают по нескольку дней - и в «маршрутки» ставят даты, что отработали - потому что вы, педагоги, на зачетах - только простые варианты даете им! Говорю, вы должны изменить полностью свой подход! Вы должны следить за той свободой, которую даете детям. У вас свобода не учиться, у вас свобода ничего не делать, совершенствуясь в обмане педагогов и самого себя в результате. В ответ: «Хорошо, мы вас услышали, будем совершенствоваться в следующем году».
Итоги 3 класса.
Итогов нет. Потому что в ноябре месяце ребенок выразил мне свое явное желание уйти из этого класса. Он походил сентябрь и октябрь. Он понял, что ничего не меняется. Занимаясь со мной, он понял, что значит учиться, что значит работать, что значит иметь результат. И он отказался наотрез ходить дальше в «это болото», как он выразился.
ВЫВОД. Сын проучился 2 с половиной года и благополучно бросил. Причем не только он один. Таких детей было около 10 человек. Кто-то раньше, кто-то позже. Согласитесь, что для класса, в котором всего было около 21 ребенка - это показатель! Принял решение сын уйти учиться дальше в обычный класс, к которому он был «прикреплен» по документам. При этом мы еще рассматривали переход в школу «ИРИС», походил он туда пробный день и отказался со словами «та же ерунда - там никто не учится - только они этого еще не поняли».
Справедливости ради, нужно сказать, что 2 из 3 своих целей в монтессори-классе я все же достигла.
1) Ребенок действительно не дерганый, не нервный. Уважительно общается как со старшими, так и с младшими. (Это не только мое мнение. Многие родители с его спортивных секций спрашивали - ходит ли он вообще в школу (и в какую), что он так спокоен, в себе уверен и умиротворен.
2) Оценки ребенка не интересовали - интересовала учеба в чистом виде.
3) Он действительно, имея свободу выбора занятий, склонился к математике. Его специализация очень явная в этом вопросе.
4) Оказалось, что он очень любит выступать на публике, очень любит готовить доклады, презентации, их рассказывать, показывать, отвечать на вопросы - это то, чего я не знала о нем, а в монтессори-классе было много возможностей для такой деятельности и ребенок раскрылся, хотя первое его выступление было очень для него тяжелым - очень боялся.
Я ни в коем случае не говорю, что монтессори-школа является неэффективной системой. Я говорю, что она не эффективна в исполнении «Кассиопеи». У меня множество претензий было именно по организации процесса, по тому, как педагоги действовали и реагировали на критику со стороны родителей, по тому, что руководитель этого класса, к сожалению, стоит на позиции «я знаю все» вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться в выбранном направлении.
Если вы дочитали до этого места, то понимаете, что решение ребенка уйти в обычный класс обычной школы было для меня несколько …. травмирующим. Я готова была искать дальше, платить больше, менять место жительства и так далее, но он предложил поэкспериментировать.......И если вам интересно, приглашаю на вторую часть нашего с ним эксперимента.