Пост непослушания. Наше детство & детство наших детей
Мы и наши дети. Как наладить отношения?Предлагаю сегодня немного окунуться в воспоминания своего детства, каким оно оказалось у Вас: что вспоминается с особым теплом, а что, возможно, вызывает неприятные эмоции, возмущение и соотнести их с детством Ваших детей и сегодняшней реальностью: что совершенно утратило актуальность, что бы Вы привнесли или вернули из своих времен, на что обратили бы внимание, а может Вы в восторге и считаете, что сейчас у детей наоборот лучшее время и возможности.
Я помню свое детство очень хорошо и до мельчайших подробностей, и несмотря на то, что основные годы пришлись на 90- е, для меня это одно из лучших времен. Преимуществом в этот свой период считаю свободу действий, отсутствие контроля как такогого( что подразумевает полное родительское доверие) и высокие навыки самостоятельности. Кружки, школьные и внешкольные мероприятия, встречи с друзьями все это организовывалось самостоятельно: захотели построить шалаш в лесу, пошли и построили, захотели пойти в поход, договорились и пошли; просто сходить и прогуляться с девчонками до дачи 15км через лес, кладбища и рудники, пожалуйста; кружки выбирали, записывались и посещали самостоятельно; шли мы на речку или ездили на мотоциклах - все это всегда воспринималось спокойно и само собой, никто не ругал, не запугивал и не устраивал разборок.
Сейчас меня поражают масштабы чрезмерной вовлеченности в жизнь детей, которым не оставляют ни минутки наедине с собой и возможность принятия собственных решений выводов, мамы и папы «лучше» знают какие кружки детям нужно посещать, с кем общаться/не общаться, за любую мелочь или обиду готовы разнести школу, других детей и их родителей в пух и прах, родители тяжело переживают сепарацию, становление личности ребенка( особенно если он вообще не похож стремлениями и своим мировоззрением на родителей), не дают детям шанс самостоятельно все разрулить и осмыслить, частенько думают за ребенка, не допуская, чтобы он сам приложил свои умственные и физические усилия.
Сожалею, что в сегодняшних реалиях трудотерапию приравнивают к тирании и лишают детей такого важного пласта развития, как элементарная бытовая самостоятельность и ответственность за место, где ты живешь, учишься, что посещаешь. В детских садиках воспитатель побоится попросить ребенка перестелить постель, а учитель ученика - протереть доску или дежурить после уроков. Борьба родителей оградить ребенка от какого бы то ни было труда кажется мне чем-то противоестественным.
Так же считаю большой проблемой сегодняшнего детства - постоянное развлечение детей, огромное кол-во ненужных подарков, покупок, игрушек, благодаря чему очень выигрывает маркетинг, но наши дети в этом всем утрачивают способность радоваться простым вещам в моменте и мир иллюзорно воспринимают как огромный беззаботный Диснейленд, в котором все легко и просто. Игрушек у нас с сестрой была одна коробка на двоих и я помню все свои игрушки, ограниченное кол-во игрушек позволяло рождению неограниченного кол-ва идей, игр с этими игрушками, развитию воображения и творчества.
Ну и конечно школа переложившая хорошую долю ответственности на плечи родителей. На собраниях уже совершенно естественно произносится фраза «успех в учебе ребенка - это совместная работа родителей и детей!» За все 11 лет мои родители исправно делали только одно - посещали родительские собрания и снабжали нас материалами, а вот учеба их не касалась абсолютно, да и учителя воздействовали напрямую на детей. А теперь получается ребенок даже успех в учебе себе присвоить «не может», с родителем поделит, опять какая-то некая зависимость и недееспособность подчеркивается.
Но несмотря на все эти недовольства, я рада, что сейчас есть такая возможность, как быстрое получение любой информации в кратчайшие сроки; многогранное общение с любым человеком на планете, где бы Вы оба не находились; появление онлайн-образования, мероприятий, занятости и возможность их получения для детей с ограниченными возможностями, проблемами со здоровьем и своими нюансами; выбор системы образования и способов его получения; возможность открытых тем, а не замалчивания; возможность путешествовать, изучать разные языки легко и разными способами; возможности медицины и своевременного диагностирования, улучшение работы в сфере здравоохранения, что при отсутствии чрезмерной тревожности родителей, но при адекватном подходе позволяет растить здорового ребенка или своевременно помочь ему, если требуется; так же очень радует сейчас видеть как по разному дети могут самовыражаться, быть раскрепощенными, открытыми, не боятся, что засмеют или не примут, наверное, это тоже следствие того, что благодаря интернету стерлись прежние границы: они находят своих союзников, единомышленников, обмениваются эмоциями, идеями, благодарностями, поддерживают друг друга, могут намного шире увидеть мир. В большинстве своем это заслуга технологического прогресса, конечно.
P.s. В общем могу долго на эту тему говорить. Пишите про свои впечатления и наблюдения на эту тему