О книге "Взрывной Ребёнок" (+скачать)
Библиотека Родителя."Дети ведут себя хорошо, когда могут"
Хочу поставить на свою виртуальную родительскую книжную полку одну книгу, которую нужно прочесть всем нам-родителям независимо от того, какой склад характера у вашего ребёнка. Название книги "Взрывной Ребёнок", автор Росс В. Грин. Скачать бесплатно можно
Автор адресует книгу родителям легко раздражимых, хронически несговорчивых, истеричных и неуправляемых детей (от раннего детства до бесконечности); родителям, чьим детям поставлен какой-либо психиатрический диагноз (например, СДВГ, синдром Туретта, синдром Аспергера и пр.). У моего ребёнка нет диагнозов, она обычная девочка, но я так счастлива, что прочла эту книгу сейчас, когда ей всего 20 месяцев, далее расскажу почему. Книга описывает подход к пониманию и установлению отношений сотрудничества с детьми взрывного характера. Подход назван Совместное Решение Проблем (СРП).
Автор пишет о том, что в быту и науке долгое время господствовала точка зрения, что причина вызывающего поведения, упрямства, эгоизма, длительных истерик и скандалов, физической и словесной агрессии - неправильное воспитание. Однако, исследования последних лет показали, что проблема гораздо глубже. Причина подобного поведения - отставание в развитии. Есть дети, которые позже других научаются говорить, писать или читать, а есть дети, которые отстают в плане адаптивности и самоконтроля. Именно о последних идёт речь в книге.
Цитата (с.9): "...Нередко свойственные ребёнку неадаптивность и раздражительность заметны буквально с рождения. Младенцы с тяжелым нравом чаще страдают от колик, у них не устанавливается регулярный режим кормлений и сна, они с трудом успокаиваются, слишком остро реагируют на шут, свет и дискомфорт (голод, холод, мокрую пелёнку и т.д.) и плохо переносят любые изменения. У других детей проблемы с адаптивностью могут возникать позднее, когда окружающий мир начинает требовать от них умения пользоваться разговорной речью, самоорганизации, сдерживания своих порывов, эмоционального самоконтроля, навыков социализации. Важно понять, что подобные дети (...) просто отстают от нормы в развитии навыков адаптивности и самоконтроля. Следовательно, традиционные объяснения вспыльчивости детей, вроде таких: "он делает это, чтобы обратить на себя внимание", "когда ему надо, он может вести себя прекрасно", не имеют ничего общего с действительностью."
Далее автор учит родителей "видеть" и предугадывать причины взрывов. Он доносит до нас мысль, что "дети ведут себя хорошо, когда могут". Если ребенок ведет себя плохо - значит, что-то ему мешает вести себя хорошо, и это "что-то" называется дестабилизаторами. Дестабилизировать поведение ребенка может все, что угодно; чтобы их выявить, родителям нужно наблюдать.
Стабилизаторы - это как раз и есть те навыки, отсутствие которых приводит ребенка к вспышке. Их перечень, к счастью, определен: навыки сознательного самоуправления, речевые навыки, навыки контроля эмоций, навыки интеллектуальной гибкости и социальные навыки. (Все навыки подробно раскрыты и описаны с примерами в книге).
Родители должны помочь ребенку обрести стабилизаторы и оградить ребенка от дестабилизаторов. Но как? Об этом вся остальная часть книги.
Существует три типа общения с детьми:
План А) - Мама, я не хочу пить эту дурацкую таблетку.
- Я сказал, что ты сейчас будешь пить это лекарство, и точка!
План В) - Мама, я не хочу пить эту дурацкую таблетку.
- Ладно, не пей.
План Б) - Мама, я не хочу пить эту дурацкую таблетку.
- Ты не хочешь пить это лекарство. Понимаю. А что случилось?
Для себя я вынесла следующее:
1) Если мой ребенок сейчас ведёт себя плохо - значит, его что-то беспокоит. Но в силу своего возраста и неопытности она еще не может это объяснить даже самой себе. Найти причину и устранить её - моя работа.
2) План Б - это то, как я должна общаться со своим ребенком, общаться так всегда, всю жизнь, это должно стать частью нашей жизни.
3) Все кризисы 2-х лет, 3-х лет и т.д. - как я и думала - неумелое объяснение причин плохого поведения, жаление себя и оправдывание своего ничегонеделания. Ребёнок взрослеет, но даже у обычных, здоровых психически деток, навыки адаптивности и социализации, а тем более речи (!) здорово отстают. И здесь особенно важно учить малыша вести переговоры и искать общее реалистичное решение, которое устраивало бы всех (об этом автор пишет много).
В заключение скажу, что книга дала мне много объяснений причин поведения самой себя в подростковом возрасте, жаль, что мои родители тогда не прочли ее. Для меня "Взрывной Ребенок" это практическое руководство к установлению гармоничных отношений с дочерью. Это не панацея, но это шаг на пути к диалогу. Советую читать "с карандашом". Советую читать.
С ув., Наташа Романова.